Мой ребенок гиперактивен! Что делать?
RT Acacia - шаблон joomla Окна
ОБУЗ "Курская городская больница № 6"

Центр здоровья

Статьи врачей

Мой ребенок гиперактивен! Что делать?

Пожалуй, самая частая жалоба в кабинете психолога - это проблема гиперактивности...

Именно поэтому хотелось подробнее познакомить вас с таким синдромом как СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Причин появления данного синдрома у ребенка очень много. Сейчас специалисты говорят о том, что СДВГ наследуем. Есть специальный ген, отвечающий за данный синдром. И если один из родителей был с СДВГ, то его ребенок получит данный диагноз.

До настоящего времени также существует мнение, что СДВГ - это не диагноз, а нарушение детско-родительских отношений, "плохое воспитание". Об этом массово говорили пару десятилетий назад, об этом говорят родители, которые не сталкивались с данным синдромом.

И есть еще одно мнение: причинами СДВГ являются отклонения в развитии нервной системы ребенка, начиная с внутриутробного периода. Что сюда относится: тяжелый токсикоз первой половины беременности, нездоровый образ жизни беременной, инфекционные заболевания будущей мамы во время беременности, быстрые роды, обвитие пуповиной, инфекционные заболевания малыша в первые дни... То есть всё то, что приводит к повреждению тканей головного мозга ребенка.

Как бы то ни было, детей с данным синдромом из года в год рождается больше. А еще больше случаев, когда родители самостоятельно ставят ребенку данный синдром и списывают на него все шалости, а также погрешности в воспитании.

СДВГ - неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Данный синдром распространяется на все сферы жизни.

 
    Родители часто обращаются с жалобой:
  • - Дома ребенок неуправляем, никого не слушается, проявляет агрессию, скачет на голове.
  • - А как дела обстоят в саду?
  • - Воспитатели не жалуются.
  • - Как он ведет себя на улице, на детской площадке?
  • - Он такой дружелюбный, и с детьми хорошо ладит.
  • - Это не СДВГ.

Если импульсивность и гиперактивность проявляются только в одном месте, а в других сферах жизни всё в порядке, то это говорит о том, что в этой сфере есть проблемы, в данном случае это проблемы с детско-родительскими отношениями. Поэтому важно понимать, если ребенок гиперактивен, то он гиперактивен ВЕЗДЕ.

Что делать, если вашему ребенку поставили синдром дефицита внимания с гиперактивностью? Родители обязательно должны пройти консультацию у психолога по основам воспитания. Главным смыслом детско-родительских отношений является позитивное воспитание.

В первую очередь, в течение дня проследите за собой и запишите, сколько раз вы поругали (покритиковали или обратились с негативной эмоцией) своего ребенка и сколько раз похвалили. Идеальное соотношение: на 1 негативное обращение должно приходиться 5 позитивных.

 

Со следующего дня вы должны договориться с собой о том, что в вашем доме больше не звучит неконструктивная критика (У тебя, что руки дырявые? ... Ты что опять ... потерял?... И в кого ты только уродился?... О чем ты только думаешь?! ...У всех дети как дети, а ты…). Целью критики должно стать поведение ребенка, а не он сам. И вы обязательно должны предложить ребенку выход из этой ситуации. ("Я вижу, что ты разлил молоко. Держи тряпку, вытирай", "Ты потерял шарф? Мне очень жаль, потому что шарф стоил денег. Но это не трагедия. В следующий раз будь внимательнее к своим вещам").

Используйте похвалу как метод управления поведением ребенка. Есть замечательное выражение: "На похвале дети растут как на дрожжах". А у хорошего родителя даже порицание начинается с похвалы. Например, если вы хотите, чтобы ваш ребенок перестал драться, то каждый раз вы отмечаете не драки, а желательное поведение: "Как здорово ты сегодня играл с Мишей, мне так интересно было за вами наблюдать", "Я так рада, что вы с Ваней играли в машинки, очень здорово, когда детки спокойно играют. Тебе понравилось? Мне очень понравилось".

"В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь воспитания" - говорил А.С. Макаренко.

- Доктор, ну как его не наказывать, если он одновременно в трёх реальностях существует: пытается запихнуть всю шоколадку в рот, стукнуть проходящую мимо кошку и забраться на велосипед? Велосипед падает на кошку, сын на велосипед, при этом шоколадка выпадает изо рта! Кошка кричит от страха, сын кричит от потери шоколадки, я кричу от безысходности! И вообще, доктор, я уверена, что он всё делает мне назло!

    Действительно, ситуаций, за которые можно наказать гиперактивного ребенка, за день наберётся около сотни. ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Самое важное, родителям надо осознать, что ребенок болен. НЕТ никаких "Назло мне". Причиной "ужасного" поведения гиперактивного ребенка является не характер или избалованность, а нарушения нейронных связей в головном мозге. И он нуждается не в наказании, а в вашей любви. Примите это и начните лечение.
  • Согласитесь, когда ваш ребенок заработал гастрит, вы посадите его а жесткую диету и не будете давать по вечерам конфеты. Гиперактивному ребенку тоже как воздух необходима психологическая диета (четкий режим дня и отдыха; дозированное использование возбудителей - ТВ и интернета; ограничение впечатлений, потому что они всегда ведут к перевозбуждению; ласковая и терпеливая мама, которая всегда рядом). Психологическая диета - это второй шаг на пути к выздоровлению.
  • Физических наказаний не должно быть однозначно! Критика и крик также принесут печальные последствия. Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция на них.
 
    Какие методы будут эффективны для регуляции поведения:
  1. Когда ваш ребенок совершил проступок, огорчайтесь. Ведь ребенок должен бояться не гнева родителей, а их огорчения. Говорите о своих чувствах по отношению к поведению: "Мне грустно...", "Мне обидно...", "Мне стыдно...", "Мне больно..."
  2. Запретов не должно быть много. Прямые запреты могут быть только на те ситуации, которые опасны для здоровья и жизни. То есть не стоит запрещать ребенку прыгать, потому что вы хотите спокойствия. Но стоит запретить ребенку прыгать, если он решил спрыгнуть со стола и при этом может причинить себе вред.
  3. Не бойтесь истерик, поэтому не бойтесь говорить "Нет!". Ваше слово "Нет!" должно звучать нечасто, но однозначно и непоколебимо. Поэтому решите, в каких ситуациях вы станете его говорить. Если вы будете употреблять "Нет!" часто, и в процессе спора менять на "Да", то в скором времени ваш ребенок поймет, что к вашему слову можно не прислушиваться.
  4. Истерики - это естественная реакция на неудовлетворение потребности у детей. Чем меньше по возрасту дети, тем чаще могут случаться истерики. Почему? Потому что дети не умеют выражать свои эмоции словами. Поэтому ваша задача как можно раньше начинать обучать своего ребенка осознанию своих эмоций. Помогите сформулировать его чувства в слова. "Ты сейчас огорчен, потому что...", "Тебе обидно, потому что...", "Ты плачешь, потому что...", "Я тебя понимаю!"
  5. Лучшее наказание - это лишение чего-то приятного (мультфильмы, игры, прогулки, сладости, внимание мамы...). И перед наказанием всегда должно быть предупреждение! Ребенок должен знать, за что его наказывают.
  6. Требования и особенности воспитания ребенка должны применяться одинаково ВСЕМИ членами семьи. Если мама наказала, то бабушка не жалеет, и не пытается это наказание отменить. А если бабушка решила, что наказание несправедливо, то пусть поговорит об этом с мамой отдельно, без ребенка.
 
 
 
 

Напоследок аксиомы позитивного воспитания, которые можно разместить на видное место и обращаться к ним в трудных ситуациях:
Мой ребенок отличается от других. И это нормально! Мы все уникальны.
Мой ребенок может совершать ошибки. Мы все их совершаем. И это нормально!
Мой ребенок может проявлять негативные эмоции. И это нормально!
Мой ребенок может выражать свое несогласие, но он всегда должен помнить, что мама и папа главные.

Медицинский психолог детской поликлиники Медянцева И.Г.

Меню