Роль семьи в формировании психики ребёнка
RT Acacia - шаблон joomla Окна
ОБУЗ "Курская городская больница № 6"

Центр здоровья

Статьи врачей

Роль семьи в формировании психики ребёнка

"Есть две вещи, которые родители должны дать своим детям: корни и крылья."
Иоганн Вольфганг Гёте

Семья оказывает решающее влияние на психическое развитие детей. Вырастая в положительной атмосфере взаимоотношений со своими родителями и близкими, ребёнок будет развиваться благополучно. Любовь, ласка, понимание, поддержка со стороны всех членов семьи жизненно необходимы ребёнку. Ведь детская психика так ранима и является основой здоровья на протяжении всей жизни человека.

Головной мозг ребёнка начинает своё функционирование уже с 7-ой недели беременности. Именно этот период является началом становления психики ребёнка, поэтому очень важен благоприятный микроклимат внутри семьи уже в период беременности женщины. Будущая мама должна чувствовать поддержку, понимание, любовь своих близких, стараться чаще испытывать положительные эмоции, по возможности, избегать стрессов, разговаривать с малышом, петь ему колыбельные, читать книги, слушать классическую музыку.

Существуют различные причины возникновения психических нарушений у детей. Важнейшими из них являются деструктивные отношения между родителями. Ссоры родителей в присутствии ребёнка, непонимание друг друга, эмоциональная несдержанность, холодность друг к другу, отсутствие единого стиля воспитания являются причинами хронической стрессовой ситуации, которая нанесёт огромный вред ребёнку, могут быть причинами различных неврозов, спровоцировать приостановку психо-речевого развития ребёнка, и даже могут быть одними из причин возникновения аутистикоподобного поведения.

В связи с незрелостью своей психики, зависимостью от взрослых ребёнок не может самостоятельно выйти из психотравмирующей ситуации. Только в силах родителей создать для своего ребёнка благоприятные внутрисемейные отношения, которые будут способствовать гармоничному формированию психического здоровья ребёнка.

В становлении личности ребенка большое значение имеет стиль семейного воспитания. Существует три основных стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский.

Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль таких родителей основан на теплых чувствах и разумной заботе.

Авторитарные родители требуют беспрекословного подчинения и не считают, что должны объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, становятся неуверенными в себе и несамостоятельными. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей не доверяют людям, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Попустительский стиль воспитания - сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется, родители заняты собой. Поведение становится детей становится неконтролируемым, не формируется авторитет, уважение к взрослым. Такие дети эгоцентричны, хвастливы, склонны к лжи, у них наблюдаются сложности с усвоением морально-этических норм и правил.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья, отношения между членами семьи являются важнейшими факторами развития психики ребёнка, его здоровья, отношения к себе, к окружающим людям, правильной иерархии ценностей в жизни. Очень важно, чтобы ребёнок рос в атмосфере взаимного уважения, родители должны со вниманием относится к учебной, трудовой, общественной жизни своего ребёнка, помогать, поддерживать в трудных ситуациях, быть едиными и последовательными в своих воспитательных воздействиях, быть опорой своему ребёнку и, в тоже время, поощрять его самостоятельность.

Медицинский психолог женской консультации
Петухова И.М.

Меню