Дезадаптивное поведение. Или мой ребенок не такой как все…
RT Acacia - шаблон joomla Окна
ОБУЗ "Курская городская больница № 6"

Центр здоровья

Статьи врачей

Дезадаптивное поведение. Или мой ребенок не такой как все…

Дезадаптивное поведение — это очень широкое понятие и трактуется как нарушение основных правил социума, действующих в тех или иных условиях.

Дезадаптация - это не только нарушенное поведение, она затрагивает все сферы жизни ребенка: поведение, эмоционально-волевую сферу и физиологию подростка.

Причин очень много, и важно понимать, что действуют они только в совокупности. Это сочетание личностного фактора и социального.

    Личностный фактор:
  • определенный склад личности, который легко подвергается стрессовым факторам
  • неустойчивая психика, сопровождающаяся импульсивностью и возбудимостью
  • это ребенок со слабым типом высшей нервной деятельности
  • наследственная отягощенность
    Средовые факторы:
  • неблагоприятная обстановка в семье, утрата одного из родителей, близкого члена семьи, развод
  • отсутствие взаимопонимания со сверстниками, буллинг и кибербуллинг
  • дезадаптирующее влияние значимого взрослого (родитель, учитель)
  • К средовым факторам можно отнести множество причин, но важно понять, что если не будет сочетания с личностным фактором, то привести подростка к дезадаптивному поведению будет крайне сложно зыку.

Форм проявления дезадаптивного поведения очень много. И у детей, в отличие от взрослых, дезадаптивное поведение заметно невооружённым глазом даже неспециалисту. Это видят родители, педагоги, школьные психологи, сверстники. То есть распознать девиацию у подростка гораздо проще, стоит только обратить на него внимание. А если мы, взрослые видим, что с ребенком что-то не так, то никогда не стоит пускать ситуацию на самотёк. Самостоятельно дезадаптивное поведение никогда не пройдет. Коррекционная сочетанная работа школы, семьи и лечебного учреждения необходима!

К примеру, подростка буллят в школе, и он пойдет в интернет, чтобы поискать решение своей проблемы. Естественно, в социальных сетях он может вступить в деструктивную группу, например, в колумбайн- сообщество. И он будет с удовольствием рассматривать жестокие картинки, потому что им движет чувство обиды и отмщения. Но в большинстве случаев потом сработает защитный механизм, он пересмотрит ценность своей и чужой жизни, и не совершит непоправимого. И выйдет из этой группы, заблокирует ее. При этом его дезадаптация никуда не денется, он вляпается во что-то другое. И к сожалению, во взрослой жизни он тоже будет вести себя дезадаптивно, только маскировать свою неполноценность научится лучше.

 

Итак, формы дезадаптивного поведения в подростковом возрасте. Есть привычная классификация, разработанная Менделевичем, российским психиатром и патопсихологом:

  1. Делинквентный тип: это подростки, занимающиеся преступной деятельностью: воровство, разбой, насилие, терроризм.
  2. Аддиктивный тип: в основе стремление уйти от реальности. Здесь будут разного рода зависимости от ПАВ, компьютерная и интернет-зависимость, дромомания - бродяжничество.
  3. Патохарактерологический тип: в основе лежат акцентуации характера. В 95% случаев эти заострения черт характера с возрастом и взрослением сглаживаются, и подросток адаптирует свой характер под нормы общества. Если разобрать примеры психопатоподобных девиаций, то чаще всего мы встречаемся с дистимией (это расстройство настроения, частые колебания настроения, ярко выраженные эмоции как злости, так и радости). Реже встречается шизоидная психопатия, которая проявляется в уходе в себя, патологической замкнутости, эмоциональной холодности, скрытости, враждебности к внешнему миру. Очень интересна истероидная психопатия, которая проявляется в демонстративности, подростки реагируют на всё так, как будто играют на сцене, с надрывом, с гиперболизированными эмоциями, с яркими попытками суицида.
  4. Психопатологический тип: здесь мы говорим о проявлении симптомов психиатрического заболевания, например о симптомах депрессии, биполярного расстройства личности, шизофреноподобного расстройства, психопатий. Между патохарактерологическим и психопатологическим типом очень тонкая грань. Как понять, это акцентуация характера, которая потом сгладится, или начало психиатрического заболевания? Распознать может только врач-психиатр.
  5. Гиперспособности. Гениальность и талант тоже порождают девиации. И это обратная сторона медали: большинство гениальных людей абсолютно не приспособлены к обычной жизни.
  6. Плюс к данной классификации можно добавить, что сам подростковый возраст как кризисный этап является временной психосоциальной дезазаптацией.

Каким образом определить дезадаптивное поведение.

Основное клиническое проявление любой девиации - это нарушения социальной адаптации, это то, что ярко видно в школе: конфликты с одноклассниками и учителями, нарушение норм и правил, прогулы уроков, увлеченность компьютером и интернетом, снижение успеваемости, отсутствие заинтересованности школьными делами.

На физиологическом уровне мы заметим нарушения сна, расстройства пищевого поведения и психосоматические реакции: частые боли, головные, со стороны сердца , желудка, мышечные боли, повышение температуры, давления, тошнота.

В подростковом возрасте у девочек чаще всего встречается самоповреждающее и аддиктивное поведение. У мальчиков-подростков - аддиктивное и делинквентное.

Очень хорошо себя зарекомендовала когнитивно-поведенческая терапия в работе с такими подростками. Всегда есть нерациональная установка, а чаще их много, которые формируют неправильное поведение. Например, меня не любит мама, а когда я выпиваю, она меня замечает. Или, когда я волнуюсь, мне помогает курение. Или я ухожу из дома, чтобы меня искали. Или я режу руки, чтобы с кровью вышли негативные эмоции. Или я пью, потому что в состоянии опьянения я интересна друзьям. И вот с этими нерациональными установками работает психолог, вместе с ребенком подвергает их сомнению, формируя адаптивные мысли, которые убирают дезадаптацию.

Психолог убирает влияние личностного фактора, работая с личностью ребенка. Но также нужно не забывать и о помощи со стороны средового фактора, то есть семьи и школы.

 
медицинский психолог детской поликлиники № 6
Медянцева И. Г.

Меню