Гаджетомания у детей. Как уменьшить страсть к смартфонам
RT Acacia - шаблон joomla Окна
ОБУЗ "Курская городская больница № 6"

Центр здоровья

Статьи врачей

Гаджетомания у детей. Как уменьшить страсть к смартфонам

Вызов нашего времени – это гаджеты. Слово «gadget» в переводе с английского языка означает приспособление, безделушка, устройство, которое облегчает человеческую жизнь.

Гаджеты окружают нас повсюду: смартфоны, планшеты, компьютеры и ноутбуки, smart-телевизоры, игровые приставки, умные часы, умные колонки и многие другие устройства. Так прочно войдя в нашу жизнь, они с неимоверной скоростью распространяются, увлекают, затягивают и порой становятся смыслом для многих взрослых людей, не говоря уже о детях. В итоге возникают две проблемы: опасность возникновения зависимости от гаджетов и наполнение неокрепшей психики ребенка опасной информацией.

Согласитесь, компьютер и интернет на самом деле вещи абсолютно нейтральные. И только пользователи, только мы решаем, какое значение они будут иметь в нашей жизни. Какую информацию нам оттуда черпать, какие фильмы смотреть, какое время уделять. Мы решаем, будет ли это использование для нас проблемой зависимости, или гаджеты будут являться для нас помощниками.

В жизни человека во всем должна присутствовать гармония. Если гармония нарушается, то возникает патология. Например, регулярные занятия спортом - это очень здорово. Но если спорт становится приоритетом и человек жертвует ради спорта другими сферами своей жизни: семьей, учебой, друзьями, то спорт становится болезнью. Тогда же и возникает зависимость от спорта. То же и с компьютером (смартфоном), зависимость возникает тогда, когда он подменяет остальные сферы жизни. И она становится в один ряд с наркотической зависимостью.

Да, в отличие от наркотической зависимости здесь нет физической ломки. И никто никогда не скажет, что интернет - это зло, и он не запрещён законом, как наркотики. Но чрезмерное использование гаджетов вызывает серьёзные физиологические последствия. Возникают заболевания, такие как снижение остроты зрения, близорукость, искривление позвоночника и нарушение осанки, сосудистые патологии в связи с сидячим образом жизни и неестественной позой шеи и головы. Неврологические проблемы, такие как бессонница, повышенная возбудимость и тревожность. Потому что использование гаджетов держит нервную систему в постоянном возбуждении.

 

Психические проблемы, в первую очередь это уход от реальности в виртуальность. Что само по себе неплохо. Люди всегда любили уходить в виртуальную реальность. Когда не было компьютеров, мы читали книги и проживали чужие жизни. Но когда виртуальная реальность становится приоритетной, это и есть патология. Когда виртуальное общение заменяет реальное, это тоже патология. Задайте себе вопрос: бывало ли, что вы отказывали друзьям в общении, чтобы поиграть в компьютерные игрушки? Как часто вы не контролируете время, проведённое в телефоне? Бывает ли у вас так, что зашли на 5 минут, а выключили телефон через час? Чувствовали ли вы подавленность или тревогу, когда у вас не было доступа к телефону, компьютеру или интернету? Это все признаки зависимости.

Но! Использование гаджетов можно повернуть в полезное русло. Давайте, рассмотрим положительный смысл умных устройств в зависимости от возраста ребенка.

Ранний дошкольный возраст (2.5-4 года). Гаджеты могут быть помощниками в изучении цветов, животных, названиях предметов и т.д., на примере добрых мультфильмов и доступных для детей документальных фильмов гаджеты покажут, что такое дружба, как заботиться о животных и о младших детях, что такое добро и зло и прочие особенности отношений между людьми, доступные в этом возрасте.

Поздний дошкольный возраст (5-6 лет). Гаджеты помогут учиться понимать чувства других людей, выстраивать взаимоотношения, развивать инициативность, самостоятельность, внимание, память, логику. Стоит следить за временем, проведенным за гаджетами, приучать ребенка к самостоятельному контролю времени и поощрять своевременное выключение устройства. Если это не происходит, тогда стоит подумать о том, на что переключить внимание ребенка. Отобрать гаджет и оставить одного? Или отобрать и пойти вместе на детскую площадку играть в мяч? Разница есть.

Младший школьный возраст (7-10 лет). Для учащихся начальной школы гаджеты могут быть отличным помощником в учебе: тренажеры по правилам русского и иностранного языков, таблице умножения, онлайн экскурсии и посещение музеев, не выходя из дома, а также интеллектуальные и стратегические игры. Стоит обращать внимание на возрастную маркировку игр, в которые играют дети. Есть игры 12+, которые вполне доступны и для младшеклассников, однако там могут быть сцены насилия или монстры, ко взаимодействию с которыми психика ребенка еще не готова. Обязательно сначала сами поиграйте в игру, прежде чем установить ее ребенку. В начальной школе также пора объяснять ребенку, что не человек служит гаджету, а гаджет человеку. Начальная школа – лучший момент увлеченного играми ребенка отдать на занятия программированием для того, чтобы он сам учился создавать такие же игры.

Ранний подростковый возраст (11-13 лет). У подростков при использовании гаджетов на первый план выходит общение, а игры остаются интересными, только если играть совместно с друзьями. Но так же подросток может с помощью гаджетов уходить от реальности. Причиной этого может стать усталость от сверхнагрузок, скука, некомфортная обстановка в семье, волнение, постоянное тревожное состояние. В этом возрасте родители должны понимать, что подростки уже не позволят им указывать, что и как делать. Только через уважение и настойчивость можно прийти к договоренности.

Поздний подростковый возраст (14-16 лет). Роль гаджетов в этом возрасте заключается в помощи при выборе будущей профессии: чтение литературы, познавательная деятельность. Но также сохраняется свойственный для раннего возраста уход от себя в другой мир. Задача родителей: использовать гаджеты так, чтобы показать подросткам широту и многообразие мира, все доступные ему возможности и предоставить полную свободу и ответственность за свой выбор перед самим собой.

Часто основной причиной ухода в виртуальную реальность является постоянная критика, конфликты с родителями и возрастающая тревога. Когда в семье комфортная обстановка, вероятность стать зависимым от гаджетов практически нулевая. А чем ниже сполченность в семье, тем выше формирование игровой зависимости.

медицинский психолог детской поликлиники № 6
Медянцева И. Г.

Меню